20 Декабря 2019
МЭС Центра ФСК ЕЭС
Обычный просмотр
Распечатать
Энергия Экибастуза
В преддверии профессионального праздника принято вспоминать и делиться интересными, неординарными случаями, являющимися частью богатой истории электроэнергетики.

Лаврентьев Валерий Михайлович это человек, для которого энергетика — дело всей жизни. Он прошел путь от диспетчера подстанции 500 киловольт «Арзамасская» до генерального директора Межсистемных электрических сетей Центра. Валерий Михайлович - заслуженный энергетик Российской Федерации, заслуженный работник Единой энергетической системы России. Он принимал непосредственное участие в реализации проекта широтных ЛЭП, который является самым масштабным не только за всю историю Дальних электропередач, но и за историю мировой электроэнергетики. В ходе беседы Валерий Михайлович нам рассказал про «подводные камни» и трудности, с которыми пришлось столкнуться при запуске одной из линий этого уникального проекта.

Экибастуз широтные ЛЭП

«Была проделана большая работа в Казахстане, на строительстве линии 1150 кВ протяженностью 700 километров Экибастуз – Барнаул. Восемь проводов в фазе. Зарядная мощность громадная. Линию включили «тяжело» с четвертой попытки. Случай поразительный. Работы закончены, линия чистая – ни единого кустика на трассе. Вроде бы, все в порядке. Включаем линию – она отключается. Снова включаем – снова отключается! Полмесяца мучились. Поняли – где-то оставлена «закоротка» – их делают линейщики из небольшой прядки проводов при работах на линии, чтобы зашунтировать гирлянду и обезопасить себя. Но как ее найти? Габариты линии высокие, протяженность – огромная. Организовали обходы, смотрели в бинокли – не могут найти! Солнце в Казахстане яркое – и алюминиевая проволочка, которой обмотана гирлянда изоляторов не видна в блеске стекла. Район, где осталась проклятая закоротка, определили с помощью приборов и расчетным путем. Но в этом анкерном пролете на каждую опору приходилось залезать, осматривать каждую гирлянду. В конце концов нашли! И линию включили. Правда, фамилию того линейщика, который оставил закоротку, так и не удалось установить.

Экибастуз широтные ЛЭП

Была ещё одна большая проблема. В конструкции высоченных опор были предусмотрены специальные лесенки для подъема на траверсу. Лесенки состояли из специальных степ-болтов длинной 250 миллиметров. На заводе изготовителе какая-то «умная» голова решила упростить технологию изготовления этих болтов – и на морозе они начали ломаться. Высота опоры огромная, болты расположены через шаг – а на каждом шагу страховочным поясом не пристегнешься. И электромонтеры стали с этих лесенок соскальзывать – особенно те, кто работал в валенках и рукавицах. 

Экибастуз широтные ЛЭП

Срочно была организована комиссия, вопрос разбирался в ЦК профсоюзов. Определили причину – заготовки болтов на заводе не нагревали, загибали в холодном виде. Было решено – все степ-болты на опорах заменить! Но самое плохое – ЦК профсоюза «повесило пломбу» на эту линию, т.е. запретило ее включать, пока все болты не заменят. Никакие доводы о том, что линию нужно срочно включать, что энергию Экибастуза ждет Алтайский край – не помогали. Человеческая жизнь дороже! В конце концов линию включили только после замены всех болтов.»

Комментарии
Следующий материал:
События